[(«Благодатная», «Что Тя наречем»)] (празд. 6 марта), чудотворный образ из Архангельского собора Московского Кремля. Наименования иконы восходят к написанному на иконе внутри краю сияния, исходящего от Богоматери с Младенцем Христом, тексту богородична 1-го часа: «Что Тя наречем, о Благодатная? Небо, яко возсияла еси Солнце Правды; рай, яко прозябла еси цвет нетления; Деву, яко пребыла еси нетленна; Чистую Матерь, яко имела еси на святых Твоих объятиях Сына, всех Бога. Того моли спастися душам нашим». Почитание иконы в XIX в. связано с деятельностью митр. Филарета (Дроздова), к-рый в 1853 г., в период поновления иконостаса Архангельского собора, распорядился собрать исторические сведения о ней. В описи XVII в. Архангельского собора (не сохр.) сообщалось, что образ является копией, сделанной по указу царя Феодора Алексеевича мастерами Оружейной палаты с находившейся в соборе древней иконы. Прот. А. Тяжелов привел рассказ знатока древностей А. Ф. Малиновского о том, что, по преданию, икона была привезена в Москву Софией Витовтовной, супругой вел. кн. Василия Димитриевича. Предание возникло как интерпретация записи в Троицкой летописи за 1398 г. о привозе Софией Витовтовной из Смоленска мн. древних икон, присланных из К-поля, и вошло во все печатные издания XIX - нач. XX в. о чудотворных иконах Божией Матери. В Клинцовском иконописном подлиннике (XVIII в.?) содержится указание на то, что икона была привезена Софией Фоминичной Палеолог, супругой вел. кн. Московского и всея Руси Иоанна III, из Литвы, при этом отмечается «западный перевод» образа.
«Б. Н.» (242х181 см), находящаяся в наст. время в местном ряду иконостаса Архангельского собора, слева от царских врат, исполнена царскими иконописцами при создании нового иконостаса в 1678-1680 гг. Через год для нее был изготовлен серебряный чеканный оклад с надписанием, как и на иконе, текста богородична (украден в 1812). Новый оклад был сделан в 1815 г.; в 1916 г. его заменили серебряной ризой и накладными серебряными херувимами на полях (не сохр.).
Богоматерь на иконе представлена в рост, с Младенцем Христом на руках, в окружении ярко-красной мандорлы и исходящими от нее волнистыми лучами сияния. Первоначально под ногами Богоматери было изображение лунного серпа (сохр. только графья). Образ восходит к изображениям, иллюстрирующим слова Откровения Иоанна Богослова: «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна… И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным...» (Откр 12. 1, 5). Иконографический прототип возник в Германии в XV в. и получил распространение в зап. искусстве; в XVII в. из Польши через Украину, Белоруссию и Литву подобные изображения попали в Россию.
Небольшого размера копия с «Б. Н.» помещалась на укрепленном на левой колонке иконостаса деревянном резном позолоченном клейме (раме). Близкое иконе Архангельского собора изображение Богоматери было исполнено в 1682 г. царским изографом Василием Познанским для ц. Распятия Христова Большого Кремлевского дворца (в наст. время там же). Вариантами этой иконографии являются Виленская икона Божией Матери, образ «Жена, облеченная в солнце», а также многочисленные изображения Богоматери в росписях ярославских храмов кон. XVII - нач. XVIII в. Список (вольная копия) иконы Архангельского собора был создан в 1900 г. иконописцем Я. Е. Епанечниковым для ризницы ц. Успения Пресв. Богородицы в усадьбе сенатора В. П. Мордвинова в с. Ваулове Романово-Борисоглебского у. Ярославской губ. (в наст. время находится в Воскресенском соборе г. Тутаева Ярославской обл.).
Во 2-й пол. XIX - нач. XX в. празднование иконе было дважды: 6 марта и в Неделю Всех святых. По пятницам после литургии перед ней совершался молебен с акафистом и водоосвящением. Множество богомольцев приносили к образу лампады, свечи и масло. Известны случаи исцеления от иконы, в т. ч. одной лютеранки, о к-рой в течение 6 недель усердно молилась ее гувернантка.